МАОУ "Гимназия имени А.С.Пушкина"
Сыктывкар
  • Функциональная грамотность

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации  от 06.05.2019 г. № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в образовательной организации»  [Просмотр]

    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации  от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» [Просмотр]

    Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности [Просмотр]

    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации  от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности [Просмотр]

    Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 17.09.2021 № 605 «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Коми на 2021-2022 учебный год» [Просмотр]

    Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 01.12.2021 № 749 «О внесении изменений в приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 17.09.2021 № 605 «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Коми на 2021-2022 учебный год» [Просмотр]

    Приказ управления образования администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22.09.2021 № 879 «Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций МО ГО «Сыктывкар» на 2021-2022 учебный год» [Просмотр]

    Приказ управления образования администрации МО ГО "Сыктывкар" от 28.12.2021 № 1357 "О внесении изменений в приказ управления образования от 22.09.2021 № 879 "Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций МО ГО "Сыктывкар" на 2021-2022 учебный год"  [Просмотр]

    Приказ управления образования администрации МО ГО «Сыктывкар» от 01.11.2022 № 1002 "Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций МО ГО «Сыктывкар», на 2022-2023 учебный год" [Просмотр]

    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

    В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.

    Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

    Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

    Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

    Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

    Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

    Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

    Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

    Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.

    Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

      БАНКИ ЗАДАНИЙ

      На сайте ФГБНОУ «Институт стратегии развития образования российской Академии образования» представлен банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся на уровне  основного общего образования  по шести направлениям:

      1. Читательская грамотность [Просмотр заданий]
      2. Математическая грамотность [Просмотр заданий]
      3. Естественнонаучная грамотность [Просмотр заданий]
      4. Глобальные компетенции [Просмотр заданий]
      5. Финансовая грамотность [Просмотр заданий]
      6. Креативное мышление [Просмотр заданий]

      В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

      На сайте Федерального института оценки качества образования представлены открытые задания  PISA  [Просмотр]
      На сайте ФГБНОУ «Федеральный  институт педагогических измерений» представлен открытый  банк заданий по естественнонаучной грамотности [Просмотр]
      Электронный банк заданий на портале «Российская электронная школа» [Просмотр]
      Материалы Центра  оценки качества образования ИСРО РАО [Просмотр]
      Банк заданий по функциональной грамотности  издательства  «Просвещение» [Просмотр]
      Банк заданий по функциональной грамотности  Московского Центра оценки качества образования  [Просмотр]
      Марафон по функциональной грамотности на Яндекс учебнике  [Просмотр]

      Памятки и пособия для учащихся и родителей

      - Что значит быть грамотным в XXI веке

      - Что нужно знать о функциональной грамотности родителям

      - Как развивать функциональную грамотность. Рекомендации для родителей

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie